Родительский университет

Замещающие семьи

Почему детям нужно воспитываться в замещающих семьях?
Для нормального развития и формирования личности ребёнку необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нём, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живёт одной жизнью, одними интересами.
Маленькому ребёнку в первую очередь нужна мать или человек, полностью её заменяющий. Психические потребности ребёнка любого возраста лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка.
Семья предоставляет ребёнку оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создаёт предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь.
Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.
Что такое замещающие семьи?
Замещающие семьи – не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.
Кто может быть замещающими родителями?
Замещающими родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
— лиц, в судебном порядке лишенные родительских прав или ограниченных в родительских правах;
— лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;
— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
-лица, не страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
— лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка.
  Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых:
—  умерли;
—  лишены родительских прав;
—  дали согласие на усыновление ребенка;
—  признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;
—  неизвестны.
Какие дети передаются на воспитание в замещающие семьи?
 На воспитание под опеку, в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:
—  дети, родители которых умерли;
—  дети, родители которых неизвестны;
—  дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;
— дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
—   дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.
Где находятся воспитанники во время отпуска приёмного родителя?
На время отпуска приёмного родителя воспитанники могут находиться в детских оздоровительных летних лагерях, помещаться в приют или другие приёмные семьи.
Какие документы должны представить лица, желающие взять на воспитание ребёнка?
Лица, желающие взять на воспитание детей, подают в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой об этом. Для каждой формы устройства существует определенная форма заявления, с которой специалист отдела образования ознакомит кандидатов.
К заявлению должны быть приложены:
справка с места работы с указанием занимаемой должности или выполняемой работы и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребёнка (детей) в семью (копия лицевого счета с места жительства для нанимателей жилого помещения государственного жилищного фонда, либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
медицинская справка установленной формы о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребёнка на воспитание в семью;
согласие других совершеннолетних членов семьи лица (лиц), обратившегося с заявлением об образовании замещающей семьи.
Лицо, обращающееся по вопросу приёма ребёнка на воспитание, должно предъявить паспорт. Лица, желающие усыновить ребёнка, кроме вышеперечисленных документов представляют справку об отсутствии судимости за умышленные преступления и характеристику с места работы. 
Какое медицинское освидетельствование должны пройти лица, желающие взять ребёнка на воспитание?
Кандидаты в усыновители, опекуны, приёмные родители или родители-воспитатели должны пройти медицинское обследование у следующих специалистов: дерматовенеролог, психиатр, нарколог, терапевт, окулист, отоларинголог, освидетельствование на ВИЧ-инфекцию, анализ крови на RV. Также необходима справка об отсутствии в семье инфекционных заболеваний.
При каких заболеваниях кандидатов не разрешается передавать детей в семью?
В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения от 13 марта 2001 года № 14 нельзя передавать ребёнка лицам, у которых:
— хронические заболевания внутренних органов, нервной системы, кожи, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
— туберкулёз (активный и хронический) всех форм и локализаций у больных 1,2,5 групп диспансерного учёта;
— злокачественные онкологические заболевания всех локализаций до снятия с диспансерного учёта;
— наркомания, токсикомания; алкоголизм, злоупотребление алкоголем, алкогольные психозы;
— психические заболевания: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия и эпилептические психозы, деменция любого генеза, олигофрения (дебильность, имбецильность, идиотия) независимо от степени выраженности, психозы любого генеза (травматические, инфекционные, интоксикационные), последствия перенесённых органических заболеваний центральной нервной системы любого генеза с изменением личности и снижением интеллекта, расстройства личности: шизоидное, параноидное (паранойяльное), возбудимое, мозаичное;
— все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 и 2 группы.
В каких ещё случаях кандидату может быть отказано в помещении в его семью ребёнка-сироты?
Дети, оставшиеся без попечения родителей, не передаются в семьи:
— лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
— супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
— лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
— лиц, отстранённых от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
— бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
— лиц, которые на момент обращения в органы опеки не имеют дохода, обеспечивающего прожиточный минимум, установленный на территории Республики Беларусь;
— лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
— лиц, имеющих судимость за умышленное преступление;
— лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права и обязанности;
— лиц, в отношении которых вынесено отрицательное решение о возможности принять ребёнка на воспитание.
Где можно познакомиться с ребёнком?
Лица, получившие от органов опеки и попечительства разрешение на подбор ребёнка, могут познакомиться с ребёнком, находящимся в детском социальном приюте, доме ребёнка, детском доме, школе-интернате. При посещении этих учреждений они должны иметь разрешение отдела образования на знакомство с ребёнком.
Более подробную информацию можно получить на сайте  Сайт отдела по образованию администрации Октябрьского района г. Витебска

Общаться с ребенком – как?

Общие рекомендации:
Не забывайте, что ребенок перед Вами не бесполое существо; это мальчик или девочка, с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
Никогда не сравнивайте между собой детей (одинаковых нет), хвалите детей.
Обучая (помогая в выполнении дом.задания) мальчиков, опирайтесь на их поисковую активность, мужские черты, сообразительность.
Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
Ругая мальчиков, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему недовольство кратко и точно (не нотации!). Мальчик не способен выдержать долго эмоциональное напряжение и словесные нотации (он просто  перестает вас слышать).
Ругая девочек, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают (желательно проговорить спокойно проблему, обсудить все варианты, объяснить свое недовольство).
Девочки могут капризничать из-за усталости, истощается правое полушарие. А у мальчиков – левое, информационное. Ругать в этом случае бесполезно и безнравственно (это физиология; необходимо помочь, переключить внимание, убедить и т.п.).
Не забывайте, что данная Вами оценка субъективна.
Помните, что ребенок может чего-то не знать, не уметь, ошибаться.
Лень ребенка – сигнал неблагополучия в педагогической и/или родительской деятельности.
Если в ребенке (как и в любом человеке) видеть, замечать только плохое, он станет плохим, именно благодаря ярлыку и ожиданиям, установкам взрослых, что он плох.
Давая понять, что вы не довольны поступком ребенка, говорите о самом  поступке, действии, а не о ребенке и его личностных качествах.
Когда ребенок совершает проступок, сначала постарайтесь понять,  почему он это сделал: не зачем?!,  а  почему?, что случилось? Плохое поведение ребенка – всегда сигнал о том, что ему плохо, имеет место эмоциональное или психологическое неблагополучие (недостаток внимания, воспитания, любви, понимания, потребности быть значимым и т.п.).
Одаренные, талантливые дети часто асоциальны. Повышенная эмоциональность, правополушарное доминирование мозга, потребность в действии, в реализации своего нестандартного, творческого потенциала, необычные подходы и решения проблем – все это может вызывать нарушения в поведении, доставлять беспокойство окружающим, делая талантливого ребенка асоциальным в привычном восприятии этого понятия. В общении с ребенком важно это понимать и учитывать.
Не спешите осудить, сделать вывод, навесить ярлык за проступок. Сначала разберитесь с вопросом почему? Подумайте: часто взрослые сами отказываются, возмущаются против выполнения нежелательных, навязываемых или не удобных для них действий, особенно, когда не понимают,  зачем это им нужно —  в такие моменты взрослые также асоциальны в общепринятом понимании.
4 типа поддержки ребенка в обучении:
1. Фраза, ориентированная на успех («У тебя получится…»).
2. Фраза-намек («Вспомни, на какое правило…»).
3. «Вспомни, мы вчера это делали…»
4. «Давай, я начну, а ты продолжишь…»

Как помочь ребёнку хорошо учиться?


Начальная школа: проблемы в учебе
Причины, по которым дети не успевают в начальной школе, чрезвычайно многообразны, плавно перетекают одна в другую.

1 — часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это могут быть шестилетние дети, которых родители не захотели больше «держать» в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный возраст которых на момент поступления в первый класс слегка меньше. Ослабленные дети, которые в дошкольном периоде много и часто болели.

2 — соматически ослабленные дети. Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но… они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают и к третьему-четвертому уроку уже не способны ни на чем сосредоточиться, а следовательно, вторая половина школьного дня проходит для них впустую. Такие дети, разумеется, должны посещать школу, но нуждаются в специальном режиме и системе реабилитационно-закаливающих мероприятий. Сюда же можно отнести детей с врожденными или приобретенными нарушениями зрения и слуха.

3 —  леворукостъ ребенка. У таких детей доминантное полушарие мозга не левое, как у большинства людей, а правое, и с этим связаны вполне определенные характеристики их личности. Не вдаваясь в тонкие нейрофизиологические и психологические особенности этого состояния, отметим лишь, что «правополушарные» люди обладают особым «синтетическим» взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности.

4 —  педагогическая запущенность ребенка. Причем хотелось бы отметить, что вовсе не обязательно речь здесь идет о неблагополучных семьях (пьянство, безнадзорность и т.д.). Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях.

5 —  конфликты ребенка с одноклассниками, неумение или нежелание строить с ними адекватные; дружеские отношения. Ребенок нелюдим или чрезмерно застенчив. Имеет какой-то недостаток внешности или слишком вспыльчив и агрессивен. Его дразнят или избегают, ему не дают проходу, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение, переживает — в результате страдает успеваемость.

6  — личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником.
 

Различные типы нарушения школьных навыков (определяются педагогом-дефектологом):

1. Дислексия — специфическое нарушение навыков чтения.
2. Дисграфия — специфическое нарушение навыков письма.
3. Акалькулия — специфическое нарушение арифметических навыков.
4. Трудности в обучении — смешанное расстройство школьных навыков.


«Что делать?»

 * необходимо установить причину (или причины) неуспеваемости.


 * необходимо думать о налаживании режима работы и отдыха ребенка. На вопрос: «Сколько приблизительно времени занимает у вашего ребенка приготовление уроков?» — родители, не колеблясь, отвечают: «Все свободное время. Вот пришли из школы, поели — и за уроки. И до позднего вечера».
Подобное положение вещей недопустимо ни с какой точки зрения. Здесь, несомненно, речь идет о неправильной организации рабочего времени ребенка. — известно, что дети, с удовольствием посещающие кружки по собственному (!) выбору, всегда успевают лучше, чем дети с таким же уровнем учебных способностей, никаких кружков не посещающие и все свое время посвящающие приготовлению уроков.

* Если ребенок — левша, то, как уже говорилось, главным способом терапии его школьных неуспехов является всемерная поддержка и вселение уверенности в то, что имеющиеся трудности временные и будут успешно преодолены. Левшей никогда не ругают за двойки по письму.

*  ребенок не становится сильнее и умнее от перечисления и многократного повторения списка его недостатков.

* для формирования целостного образа себя дети младшего школьного возраста стремятся вести себя в соответствии с тем, что о них говорят значимые взрослые. Значимые взрослые — это родители, бабушка с дедушкой, старшие братья или сестры, учителя в школе.

* если ваш ребенок плохо успевает в начальной школе, старайтесь избегать конфликтов  со школьной учительницей своего ребенка.

Помощь ребенку в приготовлении домашних заданий

—  занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется.

— безоценочность рождает обстановку свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться новому в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса.

— домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных особенностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах в течение 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе время для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха — и школьник готов продолжать заниматься.   

 Правила совместного выполнения домашних заданий:

1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе.

3. Поддерживайте, хвалите и одобряйте ребенка. Важно, чтобы ребенок поверил, что вы его продолжаете, любите независимо от оценок, полученных в школе. Помните, человеку нравится то, что у него получается.

4. Ограничьте время на приготовление уроков в целом и время совместной вашей работы. Договоритесь с ребенком, что будете работать вместе 1-1,5 часа, но с полной отдачей.

5. Исключите из своей речи негативные оценочные высказывания. Подобные фразы никоим образом не стимулируют умственную деятельность ребенка, но значительно ухудшают его эмоциональное состояние.

6. Если ребенок сделал ошибку, то взрослый должен помочь ему найти ее и исправитьВаша цель — упростить задачу для ребенка, построить ему такую новую мини-задачу, которая окажется ему по силам и поможет понять причину совершенной ошибки.

7. Выполняя домашние задания с ребенком, придерживайтесь удобного для него темпа. Заметив признаки утомления (ребенок роняет карандаш или ручку, не будучи голодным просит есть или пить, задает отвлеченные вопросы, берет в руки посторонние предметы и т. д.), предоставьте ему возможность отвлечься от занятий на 5-7 минут, затем вновь вовлеките в учебный процесс.

8. Не ставьте перед ребенком несколько разноплановых задач одновременно.

Родители могут помочь освоить школьнику интересные игровые приемы запоминания.
Известный с древности прием — размещение информации, которую нужно запомнить, по всему своему жилищу. Например, ваш ребенок должен выучить таблицу умножения. Вы вместе с ним пишете соответствующие примеры на отдельных карточках и расклеиваете по всей своей квартире в самых неожиданных местах: на шкафу в спальне, на холодильнике, в ванной на зеркале, в туалете, в прихожей. Сделайте сначала 7-9 карточек и оставьте их висеть на неделю — 10 дней. Затем вы можете поиграть со своим ребенком в веселую и полезную игру. Вы задаете ему вопрос: «Сколько будет 3 х 4?», а он не только дает ответ, но и вспоминает, где висит соответствующая карточка, а затем снимает ее. Так вы соберете все примеры, разбросанные по вашей квартире, и повесите новые карточки с таблицей умножения.

План работы на II полугодие 2024/2025 года

План проведения занятий по реализации республиканского проекта «Родительский университет» на II полугодие

2024-2025 учебного года

КлассДатаТемаОтветственный
«Мой ребенок – младший школьник»
I21.01.2025«Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка»Ладынева М.Г., педагог-психолог
22.04.2025«Положительные эмоции в жизни школьника»Ладынева М.Г., педагог-психолог
II11.02.2025«Влияние семьи на эмоциональное состояния ребенка»Ладынева М.Г., педагог-психолог
06.05.2025«Трудовое воспитание детей в семье»Ладынева М.Г., педагог-психолог
III28.01.2025«Здоровая семья – здоровый ребенок»Ладынева М.Г., педагог-психолог
29.04.2025«Эффективное общение в семье – залог успеха школьника»Ладынева М.Г., педагог-психолог
IV25.02.2025«Ребенок и компьютер»Ладынева М.Г., педагог-психолог
13.05.2025«Книга в жизни школьника»Ладынева М.Г., педагог-психолог
«Мой ребенок – подросток»
V18.02.2025«Ваш ребенок вырос»Ладынева М.Г., педагог-психолог
27.05.2025«Меры наказания и поощрения в современной семье»Ладынева М.Г., педагог-психолог
VI11.03.2025«Безопасность подростка в сети интернет»Ладынева М.Г., педагог-психолог
20.05.2025«Организация летнего отдыха подростков»Ладынева М.Г., педагог-психолог
VII04.02.2025«Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста»Силаева Е.В., педагог-психолог
01.04.2025«Как повысить учебную мотивацию подростков»Силаева Е.В., педагог-психолог
VIII04.03.2025«Осторожно: суицид»Силаева Е.В., педагог-психолог
06.05.2025«Культура поведения в конфликтных ситуациях»Силаева Е.В., педагог-психолог
IX11.02.2025«Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять»Силаева Е.В., педагог-психолог
08.04.2025«Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?»Силаева Е.В., педагог-психолог
«Мой ребенок – старшеклассник»
X18.02.2025«Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек»Силаева Е.В., педагог-психолог
15.04.2025«Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?»Силаева Е.В., педагог-психолог
XI11.03.2025«Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни»Силаева Е.В., педагог-психолог
13.05.2025«Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?»Силаева Е.В., педагог-психолог

ПЛАН проведения консультаций

График консультаций для родителей учащихся  I -IV классов

КлассТемы консультаций для родителейСроки проведенияОтветственные
1Психологические особенности младших школьниковсентябрьСилаева Е.В.
Развитие памяти и внимания младших школьниковноябрьСилаева Е.В.
Поощрение и наказание детей в семьеянварьСилаева Е.В.
Леворукий ребенок в школеапрельСилаева Е.В.
2Микроклимат в семье и воспитание ребёнкаоктябрьСилаева Е.В.
Конфликтные ситуации в детско-родительских отношенияхдекабрьСилаева Е.В.
Роль отца в воспитании ребенкафевральСилаева Е.В.
Семейные традиции ценности в воспитании детеймайСилаева Е.В.
3Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждениесентябрьСилаева Е.В.
Как выявить и развить способности детей?декабрьСилаева Е.В.
Как привить ребенку любовь к чтению?январьСилаева Е.В.
Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?апрельСилаева Е.В.
4Как помочь ребенку правильно распределить свое время?сентябрьСилаева Е.В.
Неуспешный ученик: причины и способы решения проблемдекабрьСилаева Е.В.
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенкафевральСилаева Е.В.
Организация свободного времени детей в период летних каникулмайСилаева Е.В.

График консультаций для родителей учащихся V-IX классов

КлассТемы консультаций для родителейСроки проведенияОтветственные
5      Психологические особенности младших подростковсентябрьСилаева Е.В.
Межличностное общение подростковноябрьСилаева Е.В.
Компьютерные игры: польза или вред?февральСилаева Е.В.
Ответственность родителей за воспитание детеймайСилаева Е.В.
6      Школьные конфликтысентябрьСилаева Е.В.
Трудности переходного возрастадекабрьСилаева Е.В.
Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?мартСилаева Е.В.
Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?майСилаева Е.В.
7Подростковый возраст: проблемы полового созреваниясентябрьСилаева Е.В.
Любовь и дружба в подростковом возрастеноябрьСилаева Е.В.
Подростки в социальных сетях: безопасное поведениефевральСилаева Е.В.
Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?апрельСилаева Е.В.
8Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?октябрьСилаева Е.В.
Подросток в социальных сетях: что делать?декабрьСилаева Е.В.
Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?мартСилаева Е.В.
Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитаниямайСилаева Е.В.
9Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведениясентябрьСилаева Е.В.
Как помочь подростку в выборе профессии?ноябрьСилаева Е.В.
Интернет-зависимость: пути преодоленияфевральСилаева Е.В.
Как научить детей распоряжаться деньгами?апрельСилаева Е.В.

График консультаций для родителей учащихся X-XI классов

КлассТемы консультаций для родителейСроки проведенияОтветственные
10Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассниковсентябрьСилаева Е.В.
Кем быть и каким быть?ноябрьСилаева Е.В.
Особенности здоровья и физического развития десятиклассникафевральСилаева Е.В.
Режим учебного и физического труда, личная гигиенаапрельСилаева Е.В.
11Закон и ответственность несовершеннолетнихоктябрьСилаева Е.В.
Формирование здорового образа жизнидекабрьСилаева Е.В.
Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службемартСилаева Е.В.
Самореализация личностимайСилаева Е.В.

Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

В настоящее время проблема методического сопровождения предметной подготовки учащихся к сдаче выпускных экзаменов и ЦТ достаточно освещена, тогда как организационный и психологический компоненты этой подготовки остаются недостаточно разработанными. Возможные трудности у учащихся при сдаче выпускных экзаменов в основном связаны с индивидуальными особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, отсутствием навыков саморегуляции.

Слово «экзамен» переводится с латинского языка как «испытание». Экзамен – это лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Для любого человека – это определенный стресс. Легкие эмоциональные всплески для человека полезны, они усиливают умственную деятельность, положительно сказываются на работоспособности. Но слишком сильное волнение зачастую оказывает обратную реакцию. Причина этого, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно сформировать у детей адекватное отношение к ситуации, получить как можно больше информации о самом процессе экзамена, чтобы снять излишнюю тревогу [1].

Условиями для успешной сдачи экзамена является не только подготовка по предметам, но и психологическая подготовка, которая поможет ребенку справиться с волнением и разработать индивидуальную стратегию по подготовке к экзамену(навыки эффективного заучивания и воспроизведения материала, развития логического мышления и продуктивной самоорганизации), и стратегию поведения на самом экзамене. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть тревожные, мнительные, есть с хорошей переключаемостью и не очень и т. д.). И вот, именно, в разработке индивидуальной стратегииродители должны принять самое активное участие: помочь ребенку понять свой стиль учебной деятельности, развить умения, использовать интеллектуальные ресурсы и настроить на успех! Будьте уверены: каждому, кто учится в школе, по силам сдать экзамен, предусмотренный образовательной программой. Подготовившись должным образом, Ваши дети обязательно справятся.

Трудности можно преодолеть через:

  • знакомство выпускников с особенностями и процедурой экзамена;
  • повышение сопротивляемости стрессу через ознакомление с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации и возрастание уверенности в себе, в своих силах;
  • развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Итак, ответственная пора в жизни выпускника уже наступила, атмосфера начинает накаляться до максимума. Кому-то из старшеклассников немного тревожно, кому-то страшно, кто-то, наоборот, уверен в своих силах, а кто-то из-за волнения не в состоянии вспомнить элементарные правила, законы и т. д. Эти состояния называются экзаменационной тревожностью.

Ученые установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх дезорганизует человека. Человек либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность становится хаотичной. В состоянии экзаменационной тревожности у учащихся могут наблюдаться типичные симптомы экзаменационного стресса.

Физиологические симптомы:

  • усиление кожной сыпи;
  • головные боли;
  • тошнота;
  • «медвежья болезнь» (диарея);
  • мышечное напряжение;
  • углубление и учащение дыхания;
  • учащённый пульс;
  • перепады артериального давления;
  • ухудшение сна (бессонница), аппетита.

Эмоциональные симптомы:

  • чувство общего недомогания;
  • растерянность;
  • паника;
  • страх;
  • неуверенность;
  • тревога;
  • депрессия;
  • подавленность;
  • раздражительность.

Когнитивные (интеллектуальные) симптомы:

  • чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
  • неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
  • воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (не поступления в желаемый ВУЗ и пр.);
  • кошмарные сновидения;
  • ухудшение памяти; 
  • снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.

Поведенческие симптомы:

  • стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
  • избегание любых напоминаний об экзаменах;
  • уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период;
  • вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах.

Все перечисленные симптомы не способствуют продуктивной подготовке к испытаниям и очень мешают учащимся во время экзаменов.

Как в этот непростой период сохранить работоспособность, уверенность в себе, как поддержать хорошую физическую и психологическую форму?

Надеемся, что наши советы и рекомендации помогут снизить экзаменационные страхи у Ваших детей, стать более внимательными и организованными и, следовательно, успешно сдать экзамены и поступить в то учебное заведение, о котором мечтали.

Типичные родительские ошибки в ходе подготовки старшеклассников к экзаменам.

В подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители внушают детям уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.

Типичные родительские ошибки:

  • негативный настрой, особенно для детей со слабой нервной системой, возбудимых и эмоциональных детей – особо опасен;
  • родительская тревога («Не сдашь», «Не знаешь», «Не так занимаешься»). Данные фразы создают эффект негативной установки, формируют неуверенность, страх, повышенную тревожность;
  • страх перед экзаменом, подчеркивание ответственности («Мама этого не переживет», «Бабушку это добьет», «Тебе перед родителями будет стыдно»?). Данные утверждения лишь усиливают волнение;
  • бесконечные «страшилки» и обещания беды ребёнку в настоящем и будущем («Будешь никому не нужным», «Никуда не поступишь»). Данные установки запугивают и невротизируют учащихся;
  • незнание родителей, как ребенок реагирует на трудную ситуацию (жалобы на сердцебиение, появление тошноты, озноба и др.) могут привести к эмоциональному срыву;
  • излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»), в основном вызывают у ребёнка раздражение и протест;
  • отношение к экзамену как испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья.

Рекомендации родителям по поддержке и сопровождению детей

в период подготовки к экзаменам

В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка к экзамену. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Поддерживать ребенка – значит безусловно принимать и верить в него. И взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица. Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо».

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. Таким образом, чтобы поддержать своего ребенка родителю необходимо:

  • опираться на сильные стороны;
  • избегать подчеркивания промахов;
  • проявлять веру в ребенка, уверенность в его силах, сопереживать;
  • создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
  • поддерживать своего ребенка. Демонстрировать, что понимаете его переживания;
  • помните, чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок [1].

Помощь и поддержка ребенка во время подготовки к экзаменам должна быть не только на словах, а на деле:

  • создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки к экзамену. Позитивный настрой – это источник «добрых» эмоций и творческой энергии. Эффективность труда зависит от эмоционального состояния, в котором мы воспринимаем информацию;
  • контролируйте свое эмоциональное состояние. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться»;
  • наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением и стрессом. Первый шаг на пути избавления Вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс;
  • обратите внимание на то, каким образом Ваш ребенок запоминает учебный материал. Зубрить, не вникая в смысл прочитанного, писать шпаргалки, надеяться на «счастливый» билет или «неписаные» правила, например, класть учебник под подушку перед сном, не мыть голову, чтобы не смыть знания и т.д., очень вредны для Ваших детей. Такие советы провоцируют формирование «комплекса неполноценности», ребенок разочаровывается в себе, когда он думает, что несомненно «хуже других». «Комплекс неполноценности» порождает неуверенность и ведет к неуспеху, а неуверенность довольно часто бывает обусловлена переутомлением;
  • следите, чтобы Ваш ребенок во время подготовки к экзаменам не переутомлялся. Достаточно отдыхал и бывал на свежем воздухе. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться;
  • помогите ребенку организовать свое рабочее место и режим дня;
  • не настаивайте на учебе без отдыха и сна. Непрерывные занятия в течение 30-40 минут должны чередоваться с 10-15 минутным отдыхом, а после 2-3 часов занятий необходим перерыв на 1-1,5 часа;
  • не дергайте ребенка по пустякам, отложите «воспитательные мероприятия», нотации, упреки;
  • при необходимости обратитесь к школьному психологу. Он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия;

Рекомендации учащимся по организации правильного режима дня

в период подготовки к экзаменам.

1. Способствовать успешной подготовке к экзаменам будет правильно организованный режим дня.

1.1. Планируя рабочий день, необходимо учитывать особенности своего организма, например, кто Вы – «сова» или «жаворонок» и в зависимости от этого максимально загрузить наиболее продуктивное время учебой. Лучшее время для занятий – с 9.00 до 13.00 и с 16.30 до 19.30.

1.2. Каждый день находите возможность 1-1,5 часа бывать на свежем воздухе, выделите время для физических упражнений.

1.3. После 2-3 часов работы обязательно надо делать перерыв на 30-40 минут (займитесь спортом, погуляйте на свежем воздухе.) Известно, что чередование умственной и физической нагрузки – это профилактика усталости. Прекращайте физические упражнения за 3 часа до сна.

1.4. Очень важен и полноценный сон. Он должен быть не менее 8 часов. Можно также позволить себе поспать и днем, час-полтора – но не более. 

2. Правильное питание – одно из условий успешной подготовки к экзаменам. Оно должно быть разнообразным, богатым витаминами и калорийным. Включите в ваше меню антистрессовые продукты:

2.1. зерновые культуры: содержат сложные углеводы, повышающие содержание серотонина, а следовательно, настроение;

2.2. рыба, куриное и другое нежирное мясо: содержат белки, стимулирующие умственную деятельность;

2.3. овощи, фрукты: содержат витамины, необходимые в борьбе со стрессом;

2.4. молоко, орехи и другие продукты, содержащие калий, способствующий расслаблению мышц;

2.5. сладости, содержащие простые углеводы, дают кратковременный эффект улучшения (на 17 с), однако можно перекусить с целью поднять себе настроение, употребив: фрукты, орехи, овсяную кашу, салат из фруктов или овощей, йогурт, кусочек шоколада.

Однако непосредственно перед экзаменом еда должна быть легкой.

3. Обратите внимание на организацию своего рабочего места. Распределите на рабочем столе все необходимые принадлежности в удобном для вас порядке, уберите лишнее. Разместите на столе и стенах предметы и картинки в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность. 

4. Составьте план занятий, определите для себя конкретную задачу на каждый день, то есть, что именно сегодня надо изучить. Читая учебник, выделяйте главные мысли. Научитесь составлять краткий план, схему ответа отдельно на каждый вопрос и желательно на бумаге. Повторяйте материал по вопросам.

При изучении и повторении материала помните правило «стирания следов». Запоминание материала – это оставление «следов» в памяти. При изучении похожего материала «следы» накладываются и стираются. Чередуйте гуманитарные и точные науки. Изученный материал необходимо повторить через 20 минут. Если это сделать, то запоминается 70% информации, в противном случае – только 30%. Используйте как можно больше каналов восприятия информации: проговаривайте вслух, рисуйте схемы, пиктограммы, помечайте опорные слова.

5. Методика повторения. Повторение – это воспроизведение прочитанного своими словами. Время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Предлагаемый режим повторения проверен многократно и даёт хорошие результаты. Однако необходимо учитывать два обстоятельства. Имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала. Процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями:

первое повторение – сразу по окончании чтения;

второе повторение – через 20 минут после предыдущего;

третье повторение – через 8 часов.

четвёртое повторение – через сутки (лучше перед сном).

6. Начинайте подготовку с самой трудной темы, раздела, предмета.

7. Выполняйте как можно больше различных тестов по данному предмету. Эти тренировки познакомят с конструкциями тестовых заданий.

Методы саморегуляции в условиях экзаменационного стресса.

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Разумеется, она не решает всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит их воздействие на организм, и это очень важно.

Осваивать методы релаксации нужно не тогда, когда, как говорится, «жареный петух клюнет», а заранее, пока для этого нет необходимости.

Упражнения:

1. Сидите спокойно примерно две минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за дыханием, дышите через нос. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1-2 минут (как бы «уставившись» в одну точку). Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите три раза.

4. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание – грудные мышцы напряжены. Почувствуйте это напряжение, а затем сделайте резкий выдох, расслабьте грудную клетку, повторите три раза.

5. Слегка приподнимите обе руки, растопырив пальцы как можно шире – как будто играете на пианино, старайтесь охватить как можно большее количество клавиш. Фиксируйте это положение пальцев в течение нескольких секунд, стараясь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь, руки свободно опустите на колени. Повторите три раза [1].

Правила самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам.

Правило I. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас.

Правило II. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место.

Правило III. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, перестаньте думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала, составление плана предстоящей работы.

Правило IV. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большой степени основывается на знании предыдущих разделов программы).

Правило V. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием или чтением изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.

Правило VI. Чередуйте чтение с пересказыванием, решением задач, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Однако такая смена не должна быть слишком частой. Это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

Правило VII. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат освоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.

Правило VIII. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре [1].

Рациональные приемы запоминания учебного материала

Приемы малой мнемотехники:

1) запоминание перед сном, в состоянии расслабления, или после сна, отдыха;

2) «не в один присест», здесь большую роль играет повторение (через 2-3 дня);

3) чередование восприятия и воспроизведения;

4) сенсорная (чувственная) опора – вспомогательные приемы:

— узелки на память,

— подчеркивание,

— ассоциировать с предметами.

5) обусловливание, оно может быть:

— ситуативное (учите в одной и той же обстановке),

— ритмическое (учите в одном и том же темпе),

— эмоциональное (музыка).

6) важен эмоциональный настрой на работу (продуктивность памяти возрастает);

7) вербализация образов (проговаривание, сравнение).

Приемы большой мнемотехники:

1) версификация (запоминание в стихах);

2) криптографирование (перекодирование);

3) выделение логических структур (что главное, в чем суть);

4) отделение знания от незнания;

5) эстетическое (красивое) запоминается лучше;

6) дидактический прием (изучили раздел, придумали задачу) [1].

Правила сохранения знаний.

1. Выделите то, что нужно запомнить.

2. Отвлекитесь от постороннего, сосредоточьтесь на том, что надо запомнить.

3. Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов друг с другом, используйте мнемотехнику.

4. В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи.

5. Опирайтесь на свой тип памяти.

6. Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.

7. Не смешивайте узнавание и воспроизведение.

8. В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний, необходимым в данный момент [1].

Как вести себя накануне экзамена.

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него. Приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы становитесь спокойнее и увереннее в себе.

Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями». Сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и отвечаете на все вопросы.

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник [1].

Как вести себя во время экзамена.

1. Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.

2. На экзамен вы должны явиться не опаздывая, лучше за 30 минут до его начала.

3. Сядьте удобно, выпрямите спину. Подумайте о том, что у вас все получится. Сосредоточьтесь на словах: «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повторите их не спеша, несколько раз. В завершение сожмите кисти в кулак.

4. В начале экзамена вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать и т. д.). Будьте внимательны! От того, как вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность оформления ваших ответов!

5. Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

6. Получив билет (задание), ознакомьтесь с вопросами и начинайте выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.

7. Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. Если не знаете ответа на вопрос или сомневаетесь в его правильности, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Отвечайте на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.

8. Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном, решенном вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.

9. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех.

10. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы просмотреть работу и исправить ошибки.

11. Если не уверены в выборе ответа – доверьтесь интуиции!

Заключительная часть.

Как правило, дети сдают не один, а несколько экзаменов подряд. Каждый из них – определенный рубеж, после которого обязательно нужен отдых независимо от результата. Успешная сдача – праздник не только для ребенка, но и для всей семьи. Не воспринимайте отличный результат, как должный и единственно возможный, порадуйтесь вместе с ребенком. Неудовлетворительный результат – это не трагедия, это опыт. Не машите обреченно руками, не вешайте ярлык «неспособный» на своего ребенка. Обсудите случившееся и учтите этот опыт в дальнейшем.

По сути, наши дети не просто сдают экзамены по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности. Данная форма проверки знаний – это испытание характера, силы воли, умение в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, умение не растеряться, справиться с волнением – этому обязательно надо учить и учиться.

Рефлексия «Продолжи фразу».

Участникам мероприятия предлагается на выбор закончить 3 любые фразы:

— Я научился…

— Я узнал, что…

— Неожиданным для меня сегодня было…

— Я нашел подтверждение тому, что …. 

— Я горжусь своими отношениями с ребенком, потому что…

— Не хочу хвастаться, но в нашей семье…

— Я обнаружил, что…

— Я был удивлен тем, что…

— Мне понравилось то, что…

— Я был разочарован тем, что…

— Самым важным для меня было…

Безопасность детей в летний период

Безопасность детей в летний период

Лето – пора веселья и беззаботности, в особенности для наших отпрысков. Родителям же остается быть чрезмерно внимательными, поскольку в местах отдыха могут таиться всякого рода опасности. Поэтому ознакомление с правилами безопасности на летних каникулах чрезвычайно важно для всех мам и пап. Кстати, не помешает рассказать о них и детям. И речь идет не только о безопасности дошкольников летом. Многие ученики средних и старших классов во время отдыха делают много глупостей и наносят вред организму.

Безопасность на воде летом

Большинство семей предпочитают проводить жаркие летние дни на пляжах водоемов – озера, реки, моря. Взрослые и малыши с удовольствием купаются и загорают, дышат свежим воздухом. Однако вода может быть опасной. Поэтому перед поездкой на место отдыха следует изучить следующие:

1 Не разрешайте купаться ребенку без вашего присмотра, особенно на матрацах или надувных кругах.

2 Отпускайте отпрыска в воду только в плавательном жилете или нарукавниках.

3 Не позволяйте детям играть в игры, где участники прячутся под водой или их «топят». Такие развлечения могут окончиться трагедией.

4 Не разрешайте заплывать за буйки и нырять в неизвестных местах водоема, поскольку камни и ветки деревьев часто приводят к травмам.

5 Контролируйте время пребывания ребенка в воде, чтобы не допустить переохлаждения.

6 Во избежание солнечных ожогов смазывайте кожу ребенка специальными солнцезащитными средствами.

Безопасность на природе летом

Если вам удастся выбрать на природу (лес, парк), обязательно ознакомьтесь с правилами безопасности детей летом:

1 В таких местах обычно много клещей, укусы которых опасны тяжелыми заболеваниями (энцефалит, болезнь Лайма). Поэтому ребенка лучше одеть в штаны и закрытую обувь. Причем брюки следует заправить в резинку носков.

Не помешает и обработка поверхности одежды средствами от насекомых.

2 Объясните ребенку, что запрещено трогать незнакомые грибы и кушать неизвестные ягоды или плоды, растущие в лесу – они могут быть ядовитыми.

3 Во избежание укуса таких насекомых как шмели, осы, пчелы, расскажите, что нужно оставаться недвижимым, когда они поблизости.

4 Не позволяйте ребенку подходить к животным, которые могут укусить его и заразить бешенством.

5 Ни в коем случае не оставляйте детей без присмотра – они могут заблудиться.

Общие правила безопасности детей на летних каникулах К сожалению, опасности подстерегают детей не только в местах отдыха, но и на детской площадке, на дороге, в общественных местах. Однако следование рекомендациям поможет снизить риски:

1 Для ребенка обязательным является ношение головного убора на улице для предотвращения теплового или солнечного удара.

2 Приучите детей всегда мыть руки перед употреблением пищи.

3 Поскольку на лето приходится пик пищевых отравлений и заболеваний энтеровирусными инфекциями, следите за свежестью продуктов, всегда мойте овощи и фрукты перед употреблением.

4 Обязательно учите ребенка переходу по светофору, расскажите об опасности, которую несет автомобиль.

5 Расскажите детям о том, как правильно себя вести на детской площадке, в частности, катанию на качелях. К ним нужно подходить сбоку; садиться и вставать, дождавшись полной остановки; крепко держаться при катании.

6 Важно научить и правилам пожарной безопасности в летний период. Не позволяйте разводить костры без присутствия взрослых. Поясните опасность огненной стихии в быстром распространении на соседние объекты.

7 Соблюдайте питьевой режим, чтобы не допустить обезвоживания. Давайте ребенку очищенную природную воду без газа.

8 Если ваше чадо катается на велосипеде или роликах, приобретите ему защитный шлем, налокотники и наколенники.

Следование простым рекомендациям поможет обезопасить жизнь и здоровье вашего ребенка и позволит провести летние каникулы максимальным удовольствием.

Помните! Ребенок берёт пример с Вас – родителей!

Пусть Ваш пример учит дисциплинированному

поведению ребёнка на улице и дома.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить

детей от несчастных случаев!