Здоровый образ жизни

Здоровье ни с чем несравнимая ценность. В настоящее время ведение здорового образа жизни стало не только полезным, но и модным увлечением.
В неделю здорового образа жизни представляем вашему вниманию ролик 7 «Б» класса на эту тему.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения.

При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. 

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье. 

Здоровый образ жизни школьника включает:

  • правильное питание
  • занятие физическими упражнениями
  • закаливание
  • соблюдение режима дня
  • соблюдение норм гигиены
  • отказ от вредных привычек.

Правильное питание школьника должно быть:

  • соответствующим возрасту;
  • желательно четырехразовым;
  • сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
  • полностью обеспечивать энергетические затраты организма.

Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.

У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни ( как он относится к своему здоровью ). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить. Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем. 

Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.

Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.

Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха. 

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

  • учебные занятия в школе;
  • учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
  • сон;
  • питание;
  • занятия физическими упражнениями;
  • отдых;
  • занятия в свободное время.


Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

  • снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
  • повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
  • рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
  • изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.


Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.

  • Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.
  • Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. 

Вред курения

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях

Статья 19.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах

Курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в местах, где они в соответствии с законодательными актами запрещены, – влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.

Вред курения

Несмотря на огромный вред курения табака, довольно большое количество людей, которые являются злостными курильщиками, относятся к своей вредной привычке довольно спокойно. Так как считают, что она не наносит особого вреда их организму, они не задумываются или попросту не знают о вреде курения табака на их здоровье, а некоторые стараются просто не обращать на это большого внимания. И как обычно бывает, не знают почти ничего или весьма туманно представляют себе настоящие последствия курения.

Содержание сигареты

То, что курение табака наносит серьёзный вред здоровью организма человека, уже не вызывает сомнений. Сигарета содержит более четырёх тысяч вредных веществ! Запомнить на память все их конечно нереально. Тем не менее знать три самые основные группы токсинов надо.

Первая группа — это смола. Она содержит в себе сильнейшие канцерогенные вещества, которые сильно раздражают ткани бронхов, а также и лёгких. А как известно, канцерогены — это вещества, способствующие развитию рака. По статистике 85 % заболеваний раком лёгких вызвано именно курением. Также курением вызвана большая часть раковых заболеваний полости рта и гортани. Смола также и есть самая главная причина кашля и хронических бронхитов у курильщиков.

Ко второй группе относится сам никотин. Никотин — это наркотическое вещество, которое оказывает стимулирующее действие. Никотин, также как и любое другое наркотическое вещество, вызывает привыкание, перерастающее в зависимость. Частота сердечных сокращений увеличивается, артериальное давление повышается, и всё это из-за никотина. После стимуляции мозга, наступает период значительного спада, доходящий до депрессии, из-за чего появляется желание повысить дозу никотина. Всем подобным наркотическим стимуляторам принадлежит некий двухступенчатый механизм, вначале он возбуждает, а потом истощает. Когда человек отказывается от курения, у него возникает некий синдром отмены, который будет длиться около 2-3 недель. Часто встречающимися признаками отмены никотина, как правило, являются чрезмерная раздражительность, могут быть нарушения сна, сильное беспокойство, а также сильное снижение общего тонуса. Все признаки абсолютно никакой опасности не представляют для здоровья. Со временем они постепенно будут уменьшаться, а после пройдут совсем. Поступление никотина в организм после большого перерыва быстрыми темпами восстановит прежнюю зависимость.

К третьей группе вредных веществ относят токсичные газы, а именно цианистый водород, азот, окись углерода и другие. Самый главный ядовитый компонент, содержащийся в табачном дыму, — это, конечно, окись углерода, которую ещё называют угарным газом. Он, как известно, образует с гемоглобином очень прочную связь, из-за чего происходит так, что количество гемоглобина, способного переносить кислород, уменьшается, что приводит к кислородному голоданию. По этой причине большое количество курильщиков мучаются постоянным кислородным голоданием. Это отчётливо ощущается ими при физических нагрузках. Особенно это заметно курильщикам при подъёме по лестнице или на пробежке, появляется быстрая одышка. К большой опасности смертельных отравлений относится угарный газ, который абсолютно бесцветный и не имеет запаха. В табачном дыму содержится 4 000 токсичных веществ, а это в 4 раза больше, чем в выхлопах машин. То есть курение сигареты на протяжении одной минуты можно сравнить с тем, что курильщик будет дышать выхлопами машины на протяжении 4 минут.

Смола

Смола — это одно из наиболее опасных химических веществ, которые содержатся в сигарете. Сигаретная зависимость у людей возникает из-за воздействия никотина на мозг курильщика, а умирают люди от воздействия смолы на организм в целом. При затяжке сигаретный дым попадает в рот в виде концентрированного аэрозоля, а тот в свою очередь приносит с собой миллионы частичек на кубический сантиметр. При охлаждении дым конденсируется и превращается именно в смолу, которая в свою очередь оставляет вредоносный осадок в дыхательных путях курильщика. Как известно, смола — это вещество, которое вызывает рак и другие заболевания лёгких. Смола влияет на очистительные процессы в лёгких, как бы их парализует, и тем самым повреждает альвеолярные мешочки, а также понижает эффективность иммунной системы.

Оксид углерода

Также в сигаретах присутствует оксид углерода — это бесцветный газ, который содержится в очень высокой концентрации в сигаретном дыму. У него есть «умение» соединяться с гемоглобином в 200 раз выше, чем это делает кислород, и по этой причине он как бы замещает кислород. По этой причине, когда у курильщика повышенный уровень содержания оксида углерода, уменьшается способность крови переносить кислород, что далеко не положительно сказывается на всех тканях организма, т. е. мозг, мышцы, а также и сердечная мышца уже не могут действовать в свою полную силу из-за недостатка кислорода, а для того чтобы компенсировать этот недостаток поступления кислорода к телу, сердцу и лёгким приходится работать с большой нагрузкой, а это вызывает серьёзные проблемы с кровообращением.

Монооксид углерода

Не менее вредоносный химически элемент, присутствующий в сигаретном дыму, это монооксид углерода серьезно повреждает стенки артерий, а это уже повышает риск сужения коронарных сосудов, что почти неизбежно приводит к сердечным приступам.

Цианистый водород

Пагубное влияние оказывает цианистый водород на реснички бронхиального дерева (а это часть заложенного природой очистительный механизм легких у людей). Когда повреждается данная очищающая система, это приводит к накоплению токсичных агентов в легких, в этом случае повышается вероятность развития болезни. К токсичным агентам табачного дыма, которые могут оказывать прямое и самое негативное воздействие на реснички в легких, относится акролеин, аммоний, диоксид азота и формальдегид.

Радиационные компоненты

К радиоактивным компонентам, которые были найдены в очень высокой концентрации в табачном дыму, относятся следующие вещества: полоний-210 и калий-40, радий-226, радий-228 и торий-228. Давно и точно установлено, что радиоактивные компоненты являются канцерогенами, то есть способствуют развитию рака!

Последствия курения

Последствия курения огромны. От курения могут возникнуть атеросклероз сосудов, инфаркт миокарда, инсульт, ослабление иммунитета, страдает эндокринная система, а также происходит преждевременное старение организма.

О вреде алкоголизма. Полезная информация для школьников и подростков  

Алкоголь и здоровье

В наши дни ни один праздник не обходится без застолья и вина. Радостно, что во многих семьях вино — только праздничный атрибут, им не злоупотребляют. В таких семьях детям рассказывают, почему алкогольные напитки им употреблять нельзя. И хотя рано или поздно спиртное попробует каждый, но лучше, если это произойдёт как можно позже и с полным осознанием того, насколько это вредно для организма человека.

• Алкоголь — этиловый, или винный, спирт — это наркотический яд. Принятый внутрь алкоголь всасывается в кровь уже через 5—10 минут. Кровеносные сосуды расширяются, насыщенная алкоголем кровь приливает к мозгу и вызывает резкое возбуждение нервных центров. В это время у человека меняется настроение, появляется болтливость и нарушается координация движений.

Это происходит потому, что алкоголь, проникая в живые клетки организма, отравляет их и расстраивает работу тканей головного моз­га и других органов. Сгорает алкоголь в организме человека быстро, но при этом он отнимает у живых клеток кисло­род и воду, вследствие чего их жизнедеятельность затрудняется. А если принимать алкоголь часто, то клетки раз­личных органов в конце концов погибают или перерождаются.

• Алкоголизм — это очень тяжёлая болезнь, которая поддаётся лечению с большим трудом. Алкоголь — это наркотик, и организм, привыкая, попадает в зависимость от него. Человеку требуется ежедневное употребление алко­голя, а это постепенно наносит непоправимый вред его здоровью.

• Наверное, тебе не раз приходилось видеть пьяных людей и ты согласишься с утверждением, что пьяный человек—это не слишком приятное зрелище. С пьяными людьми очень сложно и неприятно общаться. Под воздействием алкоголя у них резко снижается контроль за своим поведением и они легко совершают такие поступки, которых потом сами же стыдятся.

• Но самое страшное, когда из-за таких вот поступков страдают другие люди. Пьяные ссоры часто заканчиваются драками. Многие преступления совершаются под воздействием алкоголяСогласно статистике, по вине пьяных водителей происходит большинство дорожно-транспортных происшествий.

• Особенно опасен алкоголь для детей. У ребёнка, выпившего даже очень небольшое количество вина, наступает сильное отравление. Известен не один случай, когда из-за подобных отравлений организма дети умирали. Для десятилетнего ребёнка достаточно всего лишь 100 граммов вина, чтобы его организм получил острое отравление. Конечно же, совсем не случайно наши предки считали единственными пригодными напитками для детей только воду, соки и молоко. Если начать употреблять алкоголь уже в подростковом возрасте, неокрепший организм будет отставать в своём росте и развитии. Алкоголь плохо влияет на кожу лица, на рост и состояние волос, вызывает перхоть и появление угрей.

Всем известно, какое пагубное влияние оказывают алкогольные напитки на здоровье человека. Но особенно вреден алкоголь для подростков. Молодой, неокрепший организм попадает в алкогольную зависимость гораздо быстрее, чем взрослый. В этом возрасте ребенок должен получить и освоить огромное количество информации. Этанол, содержащийся в алкогольных напитках, нарушает взаимодействие между участками головного мозга, тем самым задерживает развитие мышления, ухудшает память ребенка. Вред алкоголя для подростков выражается не только в разрушительном действии на развитие умственных и интеллектуальных способностей ребенка. Под действием алкоголя подросток теряет самоконтроль, совершает поступки, нарушающие нормы морали и нравственности. Это приводит к таким нежелательным последствиям: ранней беспорядочной половой жизни, риску заражения ВИЧ инфекцией, употреблению наркотиков, различным уголовным правонарушениям.

Алкоголь влияет не только на психику ребенка, но и на весь организм в целом. От алкоголя в первую очередь страдает сердечно- сосудистая система: происходят перепады артериального давления, изменяется ритм сердечных сокращений, что приводит к печальным последствиям. Под действием этанола, основной составляющей алкогольных напитков, перерождаются клетки печени, нарушается синтез белкового обмена. Эти изменения могут привести к циррозу печени. От алкогольной интоксикации страдает также и желудочно-кишечный тракт, что может привести к развитию панкреатита. В комплексном воздействии на растущий организм алкоголь снижает иммунитет и ребенок подвергается риску инфекционных заболеваний. Вред алкоголя для подростков значительно усиливается, если имеется наследственная предрасположенность. Дети, проживающие с пьющими родителями, даже будучи здоровыми физически, всегда испытывают психологический прессинг. Пьющие родители или даже один из них — это огромное горе для ребенка. Ребенок в семье алкоголиков чувствует себя совершенно одиноким и никем не любимым. Он живет в состоянии постоянного стресса. Ребенок не торопится со школы домой, зная, что дома его ждут пьяные ссоры, скандалы и драки родителей. Часто дети из семей алкоголиков убегают из дому и живут на улице. Они понимают, что окружающие осуждают пьющих людей и смеются над ними, поэтому ребенок из подобной семьи вынужден лгать, всячески скрывая пристрастия родителей. Ребенок боится открыто рассказать о том, что происходит у него в семье, опасаясь насмешек и осуждения. Он становится замкнутым, возникают трудности в общении со сверстниками. Живя в семье пьющих родителей, ребенок от безысходности и одиночества и сам втягивается в омут алкоголизма. Он ощущает на себе, на собственном здоровье пагубное влияние алкоголя на детей. Психика такого ребенка становится неустойчивой, равнодушие близких людей, чувство незащищенности лишают его уверенности в себе. Он не умеет принимать самостоятельные решения, боится открыто проявлять свои чувства, не может и не хочет сопереживать чужому горю. Если ребенку повезет, и он встретит в жизни чутких и добрых друзей, неравнодушных педагогов, которые помогут ему преодолеть тягу к алкоголю, его жизнь может сложиться счастливо. Поэтому школьным педагогам вместе с родителями нужно постоянно вести разъяснительную работу о вреде алкоголя для подростков. Родители, употребляющие алкоголь, подвергают будущее своего ребенка большому риску. Велика вероятность развития у малыша различного рода патологий, как следствия влияния алкогольной интоксикации на репродуктивные органы отца и матери. У пьющих матерей случаи рождения недоношенных и мертвых детей в два раза выше, чем у здоровых. В семьях алкоголиков смерть детей в младенческом возрасте в три раза превышает среднестатистическую. У матерей и отцов, страдающих алкогольной зависимостью, велика вероятность появления на свет детей с тяжелыми врожденными уродствами, с поражением головного мозга, сердца и других внутренних органов. Такие дети обречены на инвалидность. У родителей алкоголиков дети часто подвержены судорожным припадкам, приступам эпилепсии. В школьные годы такие дети страдают частыми головными болями, быстрой утомляемостью, нарушениями сна. Дети алкоголиков слабо развиты физически и умственно, плохо усваивают школьный материал, из-за этого вынуждены учиться в школах для умственно отсталых детей. Взрослые люди должны задуматься, о вреде алкоголя для подростков и отнестись к этому с должной серьезностью. Родителям нужно постоянно общаться со своими детьми, проводить с ними больше свободного времени, интересоваться их проблемами. А также всегда вести беседы о разрушительном влиянии алкоголя на детей.
Если ты хочешь быть сильным и красивым, а главное здоровым, воздержись от употребления алкогольных напитков!

Динамика опьянения человека      Глоток беды     Женский алкоголизм и его последствия     Правда или действие