Состав аттестационной комиссии на 2025/2026 учебный год:
Арефин Вячеслав Михайлович | – учитель трудового обучения, высшая квалификационная категория; |
Будько Лариса Васильевна | – учитель музыки, высшая квалификационная категория; |
Вендт Мария Амбросовна | – учитель начальных классов, высшая квалификационная категория; |
Петрова Татьяна Николаевна | – учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория; |
Буевич Елена Ивановна | – учитель математики, высшая квалификационная категория; |
Денисова Наталья Вячеславовна | – учитель тркдоговоо обучения, высшая квалификационная категория, представитель профсоюзного комитета; |
Мачярнис Костас Стасисович | –заместитель директора по учебной работе, первая квалификационная категория, представитель руководства. |

План работы аттестационной комиссии Государственного учреждения образования «Средняя школа № 44 г. Витебска» на 2025/2026 учебный год
№ п/п | Содержание мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссии | Август 2025 | Члены аттестационной комиссии |
2. | Ознакомление членов аттестационной комиссии и их обязанностями | Август 2025 | Петрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии |
3. | Составление перспективного плана работы по аттестации педагогических работников | Сентябрь 2025 | Члены аттестационной комиссии |
4. | Утверждение плана работы аттестационной комиссии | Сентябрь 2025 | Мирзабекян Е.Т., директор |
5. | Проведение консультаций для педагогических работников по вопросам проведения аттестации | В течение аттестационного периода | Петрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии |
6. | Прием заявлений на аттестацию | По мере поступления | Петрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии |
7. | Работа с заявлениями педагогических работников на аттестацию | По мере поступления заявлений в аттестационную комиссию | Петрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии |
8. | Рассмотрение заявлений, поступивших на аттестацию | По мере поступления заявлений в аттестационную комиссию | Члены аттестационной комиссии |
9. | Осуществление взаимодействия с учреждениями образования по вопросам аттестации | В течение аттестационного периода | Петрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии |
10. | Составление графика аттестации (дополнений к графику) педагогических работников | По мере поступления заявлений в аттестационную комиссию | Члены аттестационной комиссии |
11. | Подготовка и проведение заседаний аттестационной комиссии, оформление результатов ее деятельности | В течение аттестационного периода | Петрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии,Вендт М.А., секретарь аттестационной комиссии |
12. | Ознакомление аттестуемых с графиком (дополнением к графику) аттестации | В течение 3-х дней после издания приказа | Вендт М.А., секретарь аттестационной комиссии |
13. | Организация обучения для членов аттестационной комиссии | В течение года | Петрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии |
14. | Формирование экспертных групп по изучению педагогической деятельности аттестуемых | В течение года | Петрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии |
15. | Оформление стенда «Готовимся к аттестации» | Сентябрь 2025 | Вендт М.А., секретарь аттестационной комиссии |
16. | Составление программ изучения педагогической деятельности аттестуемых педагогических работников | В соответствии с графиком (дополнением к графику) аттестации | Петрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии |
17. | Изучение педагогической деятельности аттестуемых педагогических работников, подготовка материалов по результатам изучения | В соответствии с графиком (дополнением к графику) аттестации | Члены экспертной группы |
18. | Подведение итогов аттестации, планирование мероприятий по ее совершенствованию | Июнь 2026 | Петрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии |

Подготовка педагога к аттестации

Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний умений и навыков учащихся, их морального, творческого и физического развития.
Аттестация проводится по инициативе педагогического работника либо по инициативе руководителя учреждения образования:
по инициативе педагогического работника аттестация проводится на присвоение педагогической категории.
по инициативе руководителя учреждения образования аттестация проводится на подтверждение педагогической категории и является обязательной для педагогического работника.
Основными принципами аттестации являются:
коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок.
Один из важнейших принципов, на которых строится аттестация педагогических кадров – это приоритет личности, уважительное отношение к личности оцениваемого, его гражданским и профессиональным правам. Аттестация должна проводиться в соответствии с общественными нормами и имеющимися юридическими основаниями, быть этичной, не унижающей человеческое достоинство.
Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания.
В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда.
Порядок проведения аттестации регулирует Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 № 101, в редакции постановления 26.03.2014 № 20, 26.11.2014 № 163, 20.11.2015 №131, 11.05.2017 № 46, 08.05.2018 № 37.
Аттестационная комиссия
Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования по месту их работы. Для этого создается аттестационная комиссия в составе не менее пяти членов, избираемая на собрании педагогических работников путем тайного голосования. В состав аттестационной комиссии включаются дополнительно по одному представителю администрации и профсоюзного комитета учреждения образования. Лица, которые проходят аттестацию в период работы комиссии, не могут входить в ее состав.
Срок полномочий аттестационной комиссии составляет один год со дня издания приказа о ее создании.
Требования к аттестуемым работникам
Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:
соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
наличие стажа работы в должности, по которой аттестуются. Для присвоения второй и первой квалификационных категорий — 2 года, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» — 3 года.
усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации.
Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием или имеющие академическую степень магистра, допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности 1 год. Если работнику присуждена ученая степень или присвоено ученое звание, то он допускается к аттестации на первую квалификационную категорию при наличии стажа работы на соответствующей должности 1 год, а на высшую категорию — 2 года со дня присвоения предыдущей категории.
Процедура аттестации не должна превышать 3 месяцев со дня подачи педагогическим работником заявления в аттестационную комиссию.
С согласия педагогического совета администрация учреждения образования имеет право один раз в пять лет требовать обязательной аттестации педагогических работников, снизивших уровень своей работы. Однако аттестация не применяется к работникам, отработавшим менее 2 лет с момента предыдущей аттестации, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Если работник без уважительных причин отказывается пройти аттестацию, то она может быть проведена и в его отсутствие.
Квалификационный экзамен и аттестационное собеседование
Для претендентов на высшую категорию аттестация складывается из квалификационного экзамена и аттестационного собеседования. Квалификационный экзамен предшествует собеседованию.
Аттестуемым на заметку
Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение педагогической деятельности учителя, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.
С этой целью изучается:
психологическая готовность учителя;
технологическая готовность учителя (воспитателя, руководителя кружка) (общая методическая подготовка учителя, знание преподаваемого предмета).
Дается оценка:
преподавательской деятельности учителя (воспитателя, руководителя кружка): знание нормативных документов, которые касаются вопросов образования; основных достижений педагогической и психологической теории и практики; в выполнении государственных программ; оценка качества проведения урока; интерес учащихся к преподавательскому предмету;
умений учителя (воспитателя, руководителя кружка) планировать свою деятельность;
деятельности во внеурочной воспитательной работе учителя;
работы учителя над повышением своего профессионального уровня (курсы повышения квалификации);
для высшей категории – результатов исследовательской работы учителя (воспитателя, руководителя кружка), внедрения в практику методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.
Порядок проведения аттестации учителя на категорию
Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации:
посещает уроки, факультативные занят, внеклассные мероприятия по предмету, воспитательные мероприятия аттестуемого, анализирует их и делает выводы об уровне научно-теоретической подготовки учителя;
анализирует результаты контрольных срезов (результаты анкетирования и другую аналитическую информацию), проведенных в классах, где работает аттестуемый, и делает вывод об уровне знаний, умений и навыков учащихся;
анализирует деятельность аттестуемого по совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению профессионального уровня (курсы, методическая, инновационная деятельность, самообразование);
проводит предварительную беседу по вопросам подготовленности аттестуемого к аттестации.
проводит аттестационную беседу, где сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности,
морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.
В рамках аттестации учитель должен:
провести открытые уроки, факультативное занятие, внеклассное мероприятие по предмету либо воспитательное мероприятие;
представить аттестационной комиссии результаты контрольных срезов и другую отчетную документацию по преподаваемому предмету;
на вторую категорию – представить к аттестационной беседе отчёт по теме самообразования;
на первую категорию – представить к аттестационной беседе педагогическое портфолио (в электронном или печатном варианте);
на высшую категорию – сдать квалификационный экзамен в ГОИРО, получив направление аттестационной комиссии. Представить аттестационной комиссии свой опыт работы в виде методических разработок по предмету (обобщить свой опыт работы, наглядно его оформить).


Обобщение опыта
Алгоритм описания опыта педагогической работы педагога
- Тема
Тема должна отражать главное направление в содержании работы учителя. Для формулировки темы необходимо задать себе 2 вопроса:
- «Что я делаю?»;
- «Для чего? С какой целью?».
Обычно тема состоит из 2-х частей: «что» + «для чего»
- «… для …»
- «… как средство …»
- «… как основа …» «Использование … для …»
«Приемы (методы) … как средство развития (формирования)…» Типичные ошибки:
а) тема очень широкая;
б) тема очень узкая;
в) тема требует раскрытия многих направлений.
2. Актуальность опыта
Ответ на вопрос: «Почему я это делаю?» (обоснование выбора темы). Возможные варианты:
- значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога;
- наличие противоречий или трудностей, с которыми вы столкнулись в своей практической деятельности;
- проблема, которую вы планируете разрешить средствами своей практической деятельности.
Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.
- «Для меня эта тема актуальна, потому что…»
- «Актуальность темы обусловлена …»
- «Работа по данному направлению позволяет решить проблему …»
Типичные ошибки:
а) описание отрицательного опыта собственной деятельности.
- Цели опыта
Для формулировки цели необходимо ответить на вопрос: «Чего я хочу добиться в результате своей деятельности?». Формулировки цели обычно начинаются с существительного
- создание развитие
- определение формирование
- разработка обеспечение
Типичные ошибки:
а) цель не соответствует теме;
б) цель шире темы;-
в) цель уже темы.
- Задачи опыта
Для формулировки задач необходимо ответить на вопрос:
«Что я делаю для достижения данной цели?».
Задачи прописываются как средства достижения цели или последовательность
действий (шагов) по достижению цели.
Можно ставить задачи в сфере деятельности педагога или в сфере
деятельности учащихся, но не смешивать их между собой.
Формулировки задач начинаются с глагола
- организовать
- выявить
- проанализировать
- составить
- разработать
- провести Типичные ошибки:
а) формулируются задачи по самообразованию педагога («изучить учебно-
методическую литературу», «познакомиться с опытом коллег» и т.п.);
б) формулируются задачи по экспериментальной или опытно-
экспериментальной работе («проверить в ходе эксперимента», «провести
эксперимент» и т.п.).
- Ведущая идея опыта
Идея — это мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом
направлении. Попробуйте сформулировать суть своего опыта в нескольких
предложениях.
Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:
- «Что самое главное (наиболее существенное) нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»;
- «Как необходимо преобразовать определенный компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»;
- «Какие средства необходимы для разрешения проблемы? Что необходимо разработать? Что изменить в уроке?».
Типичные ошибки:
а) идея опыта не связана с темой и целью;
б) идея опыта не раскрывается в последующем содержании деятельности.
6. Описание сути опыта
Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:
1) «Что у меня получается лучше всего?»;
2) «На какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе?» (очень кратко, 1-2 абзаца с указанием АВТОРОВ);
3) «Что сделано лично мной? Каким образом я преломляю теорию в своей практической деятельности?»;
4) «Что конкретно я изменил в образовательном процессе — содержание, методы, формы организации учебной деятельности учащихся?» (конкретные примеры заданий, методов и приёмов, форм работы);
5) «В какой системе можно представить мой опыт:
- система работы с 1 по 4 классы;
- система уроков по изучению одного раздела учебной программы;
- система работы на уроке определенного типа;
- система заданий по учебной теме или др.?»
6) «Какие этапы можно выделить в моей работе?».
Порядок изложения опыта может быть подчинён заявленным задачам — опишите, как Вы решали каждую задачу, в какой последовательности действовали, какой материал подбирали (с ссылкой на авторов) или разрабатывали сами, как организовывали деятельность учащихся. Приведите конкретные примеры и факты (фрагменты уроков, варианты заданий можно включать в основной текст, полные конспекты уроков — давать в приложении).
Типичные ошибки:
а) опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме;
б) содержание опыта не соответствует теме, целям, задачам;
в) опыт раскрывает процесс формирования или развития «смежных» понятий («орфографическая зоркость» подменяется «орфографическим навыком»);
г) отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы;
д) описание ведётся не от первого лица («Учитель на уроке должен …»);
е) научные термины используются без понимания их сути;
ж) не указываются авторы классификаций, подходов, методик, которые педагог использует в своей деятельности (получается, что автор — сам учитель);
з) отсутствуют конкретные примеры из опыта работы педагога.
7.Результативность опыта
Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:
1) Как можно доказать результативность моего опыта?
2) Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
3) Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
4) По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
5) Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?
Самое главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.
Типичные ошибки:
а) результаты не отражают того явления, о котором шла речь в опыте работе (формировали выразительность чтения, а проверяли беглость);
б) результаты опыта по конкретной теме подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).
Заключение. Перспективы развития опыта.
В заключительной части даём ответы на вопросы:
1) Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?
2) Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?
3) Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?
4) Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?
5) Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?
8.Список использованных источников
Указываются только те источники, на которые сделаны ссылки в тексте.
9. Приложения
Приложение может включать:
- конспекты уроков или технологические карты по теме опыта;
- примеры заданий;
- инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы);
- таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта;
- список публикаций автора по теме опыта.

- ПАСТАНОВА МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101»
- Комментарий к постановлению
- Образец заявления на присвоение категории
