Аттестация педагогических работников

Состав аттестационной комиссии на 2024/2025 учебный год:
Арефин Вячеслав Михайлович– учитель трудового обучения, высшая квалификационная категория;
Будько Лариса Васильевна– учитель музыки, высшая квалификационная категория;
Вендт Мария Амбросовна– учитель начальных классов, высшая квалификационная категория;
Петрова Татьяна Николаевна– учитель русского языка и литературы,  высшая квалификационная категория;                                   
Буевич Елена Ивановна– учитель математики, высшая квалификационная категория;
Денисова Наталья Вячеславовна– учитель тркдоговоо обучения,  высшая квалификационная категория, представитель профсоюзного комитета;
Юрковец Татьяна Николаевна–заместитель директора по учебной работе,  первая квалификационная категория, представитель руководства.

План работы аттестационной комиссии Государственного учреждения образования «Средняя школа № 44 г. Витебска» на 2024/2025 учебный год
№ п/пСодержание мероприятияСрокиОтветственные
1.Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссииАвгуст 2024Члены аттестационной комиссии
2.Ознакомление членов аттестационной комиссии и их обязанностямиАвгуст 2024Петрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии
3.Составление перспективного плана работы по аттестации педагогических работниковСентябрь 2024Члены аттестационной комиссии
4.Утверждение плана работы аттестационной комиссииСентябрь 2024Мирзабекян Е.Т., директор
5.Проведение консультаций для педагогических работников по вопросам проведения аттестацииВ течение аттестационного периодаПетрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии
6.Прием заявлений на аттестациюПо мере поступленияПетрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии
7.Работа с заявлениями педагогических работников на аттестациюПо мере поступления заявлений в аттестационную комиссиюПетрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии
8.Рассмотрение заявлений, поступивших на аттестациюПо мере поступления заявлений в аттестационную комиссиюЧлены аттестационной комиссии
9.Осуществление взаимодействия с учреждениями образования по вопросам аттестацииВ течение аттестационного периодаПетрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии
10.Составление графика аттестации (дополнений к графику) педагогических работниковПо мере поступления заявлений в аттестационную комиссиюЧлены аттестационной комиссии
11.Подготовка и проведение заседаний аттестационной комиссии, оформление результатов ее деятельностиВ течение аттестационного периодаПетрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии,Вендт М.А., секретарь аттестационной комиссии
12.Ознакомление аттестуемых с графиком (дополнением к графику) аттестацииВ течение 3-х дней после издания приказаВендт М.А., секретарь аттестационной комиссии
13.Организация обучения для членов аттестационной комиссииВ течение годаПетрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии
14.Формирование экспертных групп по изучению педагогической деятельности аттестуемыхВ течение годаПетрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии
15.Оформление стенда «Готовимся к аттестации»Сентябрь 2024Вендт М.А., секретарь аттестационной комиссии
16.Составление программ изучения педагогической деятельности аттестуемых педагогических работниковВ соответствии с графиком (дополнением к графику) аттестацииПетрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии
17.Изучение педагогической деятельности аттестуемых педагогических работников, подготовка материалов по результатам изученияВ соответствии с графиком (дополнением к графику) аттестацииЧлены экспертной группы
18.Подведение итогов аттестации, планирование мероприятий по ее совершенствованиюИюнь 2025Петрова Т.Н., председатель аттестационной комиссии

Подготовка педагога к аттестации

       Планируя проходить аттестацию, педагог должен предоставить в аттестационную комиссию следующие документы:

  1. Ксерокопию определённых страниц из трудовой книжки, чтобы аттестационная комиссия могла увидеть стаж работы педагога
  2. Ксерокопию диплома об образовании для того, чтобы аттестационная комиссия могла увидеть соответствие полученного образования занимаемой должности
  3. Ксерокопию свидетельства о последнем повышении квалификации (повышение квалификации педагоги должны проходить 1 раз в три года)
  4. Заявление.

Собрав пакет документов, педагог подаёт их в аттестационную комиссию, которая на своём заседании принимает решение о том, допустить его к аттестации или отказать в допуске.

После принятия аттестационной комиссией решения о допуске педагога к аттестации составляется график аттестации (он согласуется с профсоюзным комитетом школы), и с этим графиком под подпись знакомят  каждого из аттестуемых педагогов.

Затем с аттестуемыми педагогами беседует заместитель директора и информирует их о том, что требуется для успешного прохождения аттестации, так как именно заместителем директора составляется характеристика аттестуемого, которая заверяется подписью директора школы и согласуется с профсоюзным комитетом школы.

За неделю до аттестационного собеседования с характеристикой знакомится под роспись аттестуемый педагог. И конечный пункт аттестации – аттестационное собеседование, на котором принимается решение о присвоении соответствующей категории.

Срок проведения аттестации не должен превышать трёх месяцев с даты ознакомления аттестуемого с приказом о проведении аттестации.

  1. Если педагог переходит с одной должности на другую

(например, с должности учителя на должность воспитателя или с должности преподавателя на должность учителя), то квалификационная категория автоматически не переносится, всё равно нужно пройти аттестацию в установленном порядке.

  1. Сейчас нельзя проходить аттестацию одновременно по двум должностям (например, учитель и педагог дополнительного образования) – нужно аттестоваться сначала по одной должности и как минимум через год, если позволяет стаж, можно аттестовываться  по другой должности.
  2. Совместители могут проходить аттестацию, если имеют нагрузку не менее 0,25 ставки, то есть не менее 5 часов в неделю, и необходимый стаж работы с этой нагрузкой.
  3. Отменён с 1 сентября 2017 года  пункт инструкции об обязательном подтверждении высшей квалификационной категории. Вместо этого в инструкцию включили пункт об аттестации на подтверждение второй, первой, высшей категории, а также категории «Учитель-методист» по инициативе руководства школы в случае, если педагог снизил уровень педагогической деятельности.

С этого учебного года экзамен на присвоение высшей квалификационной категории можно сдавать не только в Минске, но и в региональных институтах развития образования. 

Последнее изменение внесено в инструкцию 03.10.2017 № 50 и вступает в силу с 01.11.2017. Это изменение растолковывает термин «Образование, соответствующее педагогической деятельности» — следует понимать образование (высшее, среднее специальное) с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог».


Основные принципы аттестации:

коллегиальность;

системность;

открытость;

целостность экспертных оценок.


К аттестационным материалам относятся:

заявление педагогического работника (подается на имя

председателя аттестационной комиссии);

график прохождения аттестации;

протоколы заседаний аттестационной комиссии;

направление на сдачу квалификационного экзамена на высшую категорию;

характеристика аттестуемого;

справка о сдаче квалификационного экзамена(для высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»);

аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемого.


Квалификационные требования

Учитель высшей квалификационной категории: высшее педагогическое образование либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин; среднее специальное педагогическое образование либо среднее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин, стаж работы в должности учителя общеобразовательного учреждения 1 квалификационной категории не менее 3 лет.

Учитель первой квалификационной категории: высшее педагогическое образование либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин; среднее специальное педагогическое образование либо среднее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин, стаж работы в должности учителя общеобразовательного учреждения 2 квалификационной категории не менее 3 лет.

Учитель второй квалификационной категории: высшее педагогическое образование либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин; среднее специальное педагогическое образование либо среднее специальное образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для учителя общетехнических и специальных дисциплин, стаж работы в должности учителя общеобразовательного учреждения не менее 2 лет.