
Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание.
Усыновление.
Приоритетной формой воспитания детей-сирот является усыновление. При усыновлении ребенок приобретает семью на всю жизнь. Именно усыновление позволяет наиболее полно реализовать все права ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье понятие усыновление определяет как основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, в том числе алиментные и наследственные.
Опека и попечительство.
Опека и попечительство устанавливаются для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.
Чаще всего распространена родственная опека. Ее преимущество в том, что дети, не имеющие возможности воспитываться в семье своих родителей, все-таки воспитываются близкими для них людьми.
Решение об установлении опеки принимают местные исполнительные и распорядительные органы по месту проживания кандидатов в опекуны либо по месту проживания ребенка, оставшегося без попечения родителей. Опека оформляется над ребенком в возрасте до 14 лет, попечительство – с 14 до 18 лет.
Приемная семья.
Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком (детьми), а такая семья — приемной семьей. Государство выплачивает ежемесячные денежные средства на содержание приемных детей.
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать, 4 человек. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем, а трудовой договор — между управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем.
Детский дом семейного типа.
Детский дом семейного типа – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Лиц, создавших детский дом семейного типа, называют родителями-воспитателями.
Договор об условиях воспитания и содержания детей заключается между местным исполнительным и распорядительным органом и каждым из родителей-воспитателей. Трудовой договор заключается между управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного и каждым из родителей-воспитателей детского дома семейного типа на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.
Приемные родители и родители-воспитатели по отношению к принятым на воспитание детям обладают правами и выполняют обязанности опекуна, попечителя. При этом они получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи.
Патронатное воспитание.
Патронатное воспитание является новой развивающееся формой семейного устройства детей. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье дает следующее определение патронатному воспитанию: это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — воспитанников детских интернатных учреждений — в семью патронатного воспитателя при распределении обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства и учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание.
Особенность этой формы семейного устройства состоит в том, что опека (попечительство) над воспитанниками сохраняются за руководителями детских интернатных учреждений, в которых воспитывались несовершеннолетние до передачи их на патронатное воспитание. Именно руководители детских интернатных учреждений представляют интересы ребенка в суде, защищают его имущественные, жилищные, пенсионные и другие права. Обязанностью патронатного воспитателя является ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и образование ребенка в период нахождения ребенка в семье патронатного воспитателя. Это позволяет патронатному воспитателю не отвлекаться на решение правовых, имущественных и других проблем и сосредоточиться на мероприятиях, позволяющих улучшить психологический статус ребенка, сформировать его социальные сети, улучшить его здоровье, а также качественно осуществлять его воспитание и образование.
Адаптация ребенка в новой семье.
Ребенок, попавший в новую для него среду, нуждается в некотором периоде времени, чтобы приспособиться к случившимся изменениям, т.е. адаптироваться. Под психологической адаптацией ребенка в новой семье понимают приспособление его к нормам семьи и системе внутрисемейных взаимоотношений. Она (адаптация) является и активным процессом и результатом приспособленности ребенка к жизнедеятельности семьи. Соотношение этих двух компонентов определяет характер поведения приспособляющегося и зависит от скорости, с которой ребенок овладевает новой ролью – ролью члена семьи, сына или дочери, а также уровня его адаптивности.
Адаптивность – это врожденная или приобретенная способность к адаптации, т.е. приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Врожденными основами адаптивности являются инстинкты, темперамент, конституция, эмоции, уровень врожденных сторон интеллекта, специальные способности, физическое состояние организма. Поэтому длительность процесса адаптации разная у разных детей. Существует два основных типа адаптационного процесса. Первый характеризуется тем, что ребенок пытается активно изменить ситуацию «под себя», например занять лидирующую роль в отношении кровных детей замещающего родителя. При втором типе, ребенок старается быстро усвоить нормы и ценности семьи, соответствовать пожеланиям родителей.
В процессе адаптации ребенка в семье можно выделить несколько этапов.
Первый этап — «Знакомство».
Реакции ребенка на этом этапе будет зависеть от его возраста и личностных особенностей, а также длительности времени знакомства с усыновителями, опытом предыдущих посещений, опытом (или его отсутствием) жизни в своей семье, сложившимся образом семьи.
Маленькие дети (2-4 года), с младенчества воспитывавшиеся в интернатном учреждении, в начале первого этапа обычно испытывают сильную тревожность. Новые вещи, чужие запахи, непривычный уклад жизни, обилие незнакомых предметов и явлений (лифт, пылесос, газовая плита и т.п.), отсутствие людей, которым он привык доверять, могут сильно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. В результате ребенок становится настороженным, может плакать и кричать. Нарушение сна, ночное недержание мочи, отсутствие аппетита, а также вспышки агрессии достаточно часто распространены в первые два-четыре дня. Вместе с тем, обилие новых впечатлений, осознание, что он нашел себе маму и папу, делает его радостно возбужденным после того, как первый шок от перемещения прошел.
В первые дни пребывания в семье, ребенок отдает предпочтение кому-то одному из родителей. Чаще маме, иногда папе. Требуется время, чтобы он начал одинаково относиться к обоим родителям.
Дети постарше, если их готовили к жизни в новой семье и они имели достаточно времени для того, чтобы хорошо познакомиться с будущими родителями, также испытывают тревожность, но могут ее контролировать. При этом активные дети чувствуют себя более уверенно, они всем интересуются, разговаривают, пытаются обратить на себя внимание. Их поведение отличается желанием понравиться и угодить. Менее активные делают попытки угадать желания родителей и отличаются послушанием и примерным поведением.
При отсутствии должной подготовки дети, которых внезапно поместили в семью, испытывают сильный стресс. Степень выраженности эмоциональной напряженности будет зависеть от разницы между условиями, в которых формировались адаптационные механизмы и существующими условиями. Ребенок в первые дни не способен структурировать ситуацию в соответствии со сложившимися представлениями о самом себе и окружении. Он, также, не может использовать сформированные ранее приспособительные реакции. Поэтому в течение первых двух-трех дней ребенок, в зависимости от личностных особенностей, может плакать, стоять (сидеть) в течение дня у дверей, пытаться убежать, вступать в драки с родителями. Он может испытывать приступы «дурноты», иметь расстроенный стул, и пищеварение. Помочь ему в этой ситуации может поддержка и доброжелательное объяснение правил семьи.
В этот период дети часто к месту и не к месту могут вспоминать своих родителей или детское учреждение. Они могут путаться в именах, забывать, где мама-папа. Могут собраться уйти с понравившимся им взрослым, использовать выражения «найду себе другую маму», «уходи» и т.п.
Окончание данного этапа характеризуется установлением приемлемых для обеих сторон равновесием. Родители и дети проявляют взаимную терпимость к стереотипам поведения друг друга.
Второй этап. «Экспансия».
Ребенок уже знаком с основными правилами семьи и требованиями, которые родители ему предъявляют, однако он еще не испытывает к родителям привязанности. Кроме того, дети, которые имели опыт частых перемещений, продолжают рассматривать семью как временное прибежище. Несколько освоившись, и приняв, как факт, что родители являются достаточно к ним терпимыми, дети возвращаются к знакомым им формам поведения. Это один из самых трудных этапов в становлении семьи. Среди поведенческих реакций детей в этот период – агрессивные выпады и выражения типа «всех убью». Ребенок может ломать игрушки, демонстративно не подчиняться, делать «на зло», на поцелуи и объятия реагировать укусами и щепками, плеваться, при этом, однако, оставаясь очень чувствительным, склонным к преувеличенным жалобам, тревожности и слезам. Он стремиться утвердиться в новой семье, настаивая на своем, даже в ущерб здравому смыслу. Контроль над ситуацией и родителями позволяют ему уменьшить все еще имеющую место тревожность. Негативное поведение этого периода вызвано желанием «проверить родителей на прочность», а также установить границы дозволенного.
Сон детей в этот период еще тревожен. Засыпая, они могут «укачивать» себя, часты случаи энуреза, дети практикуют «дурные привычки», приобретенные в неблагополучных семьях и интернатных учреждениях.
Третий этап. «Псевдоадаптация».
Сориентировавшись в поведенческих границах, и определив наиболее приемлемые формы поведения, дети начинают быть более спокойными и уравновешенными, вместе с тем, у большинства из них отмечается регресс в поведении. Они просят выполнить за них те дела, которые ими уже освоены: «одень меня», «покорми как маленького», «покачай на ручках» и т.п. Часто спрашивают, любят ли их родители и сильно тревожатся, если им надо на какое-то время с родителями расстаться. Все еще нередки случаи агрессивного поведения и детских обид, однако, обращение к «дурным» привычкам случается все реже. В целом, становясь более послушными, дети в отсутствии взрослых могут затевать ссоры и не выполнять какие-то правила семьи. Бывают случаи воровства, обмана, сквернословия.
На этом этапе уже заметны изменения во внешности ребенка: меняется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, оживленным. Ребенок становится более доброжелательным и отзывчивым.
Третий период характеризуется внешней приспособленностью ребенка к жизни семьи. Вместе с тем ценности семьи еще не стали его ценностями.
Четвертый этап. «Привыкание».
У ребенка исчезает напряжение, он практически не прибегает к «дурным привычкам», случаи ночного энуреза случаются только после перевозбуждения. Поведение становится более уравновешенным. При решении проблем ребенок часто обращается к родителям. Объятия и поцелуи спонтанны. Ребенок с удовольствием принимает участие во всех делах семьи, может объяснить, почему необходимо поступать так, а не иначе. Легко идет на уступки родителям.
Пятый этап. «Уподобление».
Ребенок уже ничем не отличается от «домашнего». Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. Между ребенком и родителями устанавливается взаимная привязанность. Ребенок охотно выполняет просьбы взрослого, не нарушает семейные правила. Появляется интерес к жизни в семье и чувство гордости за нее. У многих детей заметно внешнее сходство с родителями, являющееся показателем интериоризации семейных ценностей.
Дурные привычки, как правило, преодолены. Ребенок с юмором вспоминает свое прежнее поведение, сочувствует родителям. Ослабевает напряжение, испытываемое при расставании с родителями.
Адаптационный период у большинства детей заканчивается через 8 – 9 месяцев жизни в семье. Условием успешного прохождения адаптации является правильное поведение родителей, которое заключается в терпеливом, доброжелательном, эмпатичном, требовательно-последовательном и гибком отношении к ребенку.
Мониторинг положения ребенка в замещающей семье
Мониторинг положения ребенка в замещающей семье – это форма организации сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об успешности жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соблюдении их законных прав и интересов.
Задачи мониторинга
- Получение наиболее полной информации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и жизнедеятельности замещающих семей.
- Осуществление контроля над соблюдением законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.
- Сбор и анализ информации о психическом и физическом развитии детей в замещающих семьях.
- Сбор и анализ информации о трудностях и проблемах, возникающих в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.
- Разработка региональных и индивидуальных программ социально-педагогического сопровождения замещающих семей.
Источники информации
- Данные, полученные в ходе опроса замещающих родителей и детей.
- Акты обследования условий жизни и воспитания ребенка в замещающей семье.
- Школьные характеристики.
- Результаты психодиагностического исследования.
- Данные медицинского обследования.
Этапы проведения мониторинга
1 этап. Сбор и обработка информации о воспитании детей и жизнедеятельности замещающих семей.
2 этап. Анализ состояния воспитания, ухода и соблюдения прав детей в замещающих семьях.
3 этап. Заключение по результатам анализа.
4 этап. Разработка программы социально-педагогического сопровождения замещающей семьи.
Принципы проведения мониторинга
- Систематичность и периодичность – полная оценка положения детей в замещающих семьях осуществляется раз в 2 года на протяжении всего периода воспитания ребенка в замещающей семье.
- Конфиденциальность – полученные в результате мониторинга конфиденциальные данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания ребенка и планирования социально-педагогической помощи семье.
- Конфиденциальность – сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса замещающих родителей и детей, обследования условий жизни, а также информации, представляемой компетентными специалистами: врачами, учителями, психологами, социальными педагогами, юристами и др.
- Защита – оценка качества воспитания детей в замещающих семьях осуществляется с целью контроля над реализацией законных прав и интересов детей.
- Помощь – информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения положения детей, жизнедеятельности замещающих семей, подготовки замещающих семей к выполнению родительской роли, оптимизации системы сопровождения данных семей и внесения необходимых изменений в законодательство Республики Беларусь.